Вук, просто Вук
Священник Святослав Шевченко рассказал о шокирующих погребальных суевериях, с которыми он сталкивался в России лично или о которых слышал от других священников.
«Лично я был свидетелем жуткого обычая на похоронах. Стоит гроб, в нем лежит усопший, и вдруг родственники начинают под вот этот погребальный саван закладывать контейнеры с едой. Это салаты, гарниры, котлеты, в бутылочках какие-то компоты. Полностью обложили человека. Для меня это был какой-то шок», – рассказал он в интервью, запись которого опубликована на YouTube.
Еще один случай, о котором он слышал от другого священника, произошел в одном из сел в Амурской области.
«На отпевании к священнику подходит родственник и на блюдечке подносит ему вчетверо сложенный блин. «Батюшка, скушайте». Священник насторожился, и хорошо, что он задал им вопрос: «Извините, я в первый раз сталкиваюсь с этим обрядом». Ему объяснили, что покойнику кладут на лицо блин, он всю ночь там лежит и потом его снимают, потому что на этот блин должны перейти все грехи усопшего. И священник должен его съесть, чтобы уничтожить все грехи», – рассказал Шевченко.
Третий случай – это колун, который кладут под гроб. Священник спросил у хозяев деревенского дома, зачем это сделано, а ему ответили, что это «заземление».
(с) vz.ru/news/2018/8/5/935740.html
Инфернальненько
«Лично я был свидетелем жуткого обычая на похоронах. Стоит гроб, в нем лежит усопший, и вдруг родственники начинают под вот этот погребальный саван закладывать контейнеры с едой. Это салаты, гарниры, котлеты, в бутылочках какие-то компоты. Полностью обложили человека. Для меня это был какой-то шок», – рассказал он в интервью, запись которого опубликована на YouTube.
Еще один случай, о котором он слышал от другого священника, произошел в одном из сел в Амурской области.
«На отпевании к священнику подходит родственник и на блюдечке подносит ему вчетверо сложенный блин. «Батюшка, скушайте». Священник насторожился, и хорошо, что он задал им вопрос: «Извините, я в первый раз сталкиваюсь с этим обрядом». Ему объяснили, что покойнику кладут на лицо блин, он всю ночь там лежит и потом его снимают, потому что на этот блин должны перейти все грехи усопшего. И священник должен его съесть, чтобы уничтожить все грехи», – рассказал Шевченко.
Третий случай – это колун, который кладут под гроб. Священник спросил у хозяев деревенского дома, зачем это сделано, а ему ответили, что это «заземление».
(с) vz.ru/news/2018/8/5/935740.html
Инфернальненько
По легендам, на берегу реки Онолва древние коми-пермяки основали селение и назвали его Кочей. Жили они счастливо и безбедно: тайга — Парма — давала им всё необходимое для жизни, река одаривала рыбой, земля давала урожай. Но однажды случилась беда: звери ушли из леса, рыба исчезла, а земля стала неплодородной. Люди оказались перед лицом голодной смерти.
Тогда собрались кочинцы у реки, зашли в неё и начали молить Ена, верховное божество коми-пермяков, чтобы он спас их от смерти и вымирания. Услышал Ен их просьбу — выбежал на берег реки белый олень. Обрадовались люди, принесли в жертву оленя, насытились и пережили суровую зиму. В Парме появились звери, рыба в Онолве, поля снова начали давать урожай. С этого времени каждый год в одно и то же время олень приходил к кочинцам, и каждый раз приносили они его в жертву. Но однажды олень запоздал. Кочинцы долго ждали оленя, но в конце концов решили заменить его и принесли со всеми почестями в жертву трёхгодовалого быка. Всё же олень пришёл на берег реки, но увидев, что жертва уже принята Еном, убежал обратно и больше не появлялся. С тех пор именно в селе Большая Коча на берегу реки Онолва приносят кочинцы в жертву быка.
Этнограф М. Малахов, считавший обряд языческим по происхождению, описывает быкобой следующим образом: «Случится ли у пермяка в доме какое-либо несчастье, заболеет ли кто, или что либо он сильно захочет, то, обращаясь к Богу, он просит исполнение его желаний, или же в память минования несчастия, он обрекает в жертву чистого бычка, который с того времени до трехлетнего возраста воспитывается и откармливается у него в доме. Бычок должен быть непорочен. Когда обреченному бычку минет три года, то в какой бы деревне или селе он не возрастал, его владелец ведет для заклания в деревню Большую Кочу Кочевской волости Чердынского уезда, где находится часовня святых Флора и Лавра, наиболее древняя и сильно почитаемая…».
Жертвенных быков в Большую Кочу приводили по обету со всех близлежащих деревень и сёл. Рядом с часовней на берегу реки Онолва священник освящал быков, тут же их закалывали и разделывали. Мясо варили в больших котлах; все, кто присутствовал на празднике, участвовали в общей трапезе. Река Онолва окрашивалась в красный цвет, эта вода считалась священной, помогающей от всех болезней, и многие из присутствующих людей умывались ею.
В 1914 году быкобой был запрещён властями. Лишь в 1993 году стараниями Больше-Кочинского школьного музея этнографии и фольклора и фольклорным ансамблем «Мича асыв» (в переводе — «ясное утро») он возрождён вновь. В 2009 году в связи с 430-летием села Большая Коча обряд Быкобой проводится 30 августа.
russia.travel/objects/317311/
А вот с блином ппц полное, хорошо, что я поесть успела раньше...
Стою я тихохонько в коридорчике и слушаю самостийное отпевание. Прочитали по рукописной тетрадке семнадцатую кафизму — псалмы, которые и подобает читать при заупокойных богослужениях, а потом началось нечто невообразимое: по той же тетрадке стали читаться заклинания, обращенные к солнцу, ветру, дождю, огню и деревьям… Когда гроб выносили на улицу, одна из бабулек с грохотом опрокинула стол, на котором до сей поры располагалась сосновая домовина, перевернула табуретки и трижды изо всех сил хлопнула дверью.
Я поинтересовался, что все это должно означать?
— Это по-нашему, по-старинному.
Потом на кладбище другая уже бабулька вдове за шиворот ледяной земли сыпанула. И опять мне сказали, что это "по-нашему, по-старинному". После похорон «старинные» обступили меня и стали расспрашивать, все ли хорошо они делают.
afon-ru.com/YAroslav-SHipov-Rasskaz-Starshoj-YA...
Тут следует понимать, что священник видимо в приходе новый. А прежний батюшка вполне себе ел. Иначе бы не поднесли.